Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

ммм

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
МБДОУ «Детский сад «Подснежник» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют:

  • речевые нарушения (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение (дизартрия м.п.);
  • интеллектуальные нарушения (задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность);
  • дети-инвалиды.

Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 20 июля 1995г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995г.);
  • Конвенция «О правах инвалидов» (Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (принят Государственной Думой 21 ноября 2014г., одобрен советом Федерации 26 ноября 2014 г.);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015г. № 723н «Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы;
  • Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации”;
  • Постановление администрации г. Тамбова №9073 от 11.12.2015 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальном образовании городской округ – город Тамбов (2015-2020 годы)»;
  • Приказ Управления дошкольного образования администрации г. Тамбова №44 от 16.02.2016 г. «О реализации мероприятий по обеспечению доступности муниципальных дошкольных образовательных учреждений для лиц с ограниченными физическими возможностями»

[свернуть]

В МБДОУ «Детский сад «Подснежник» созданы условия для обучения детей с ОВЗ с речевыми и интеллектуальными нарушениями.

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
Кабинет учителя-логопеда Отдельно оборудованное помещение, предназначенное для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста. Кабинет оснащен ноутбуком, демонстрационным и дидактическим материалами, играми и игрушками, пособиями, аудио и видеозаписями, мультимедийными презентациями, настенным зеркалом с лампой дополнительного освещения, зеркалами для индивидуальной работы, детской мебелью для индивидуальных и подгрупповых занятий
Сенсорная комната Отдельно оборудованное помещение, предназначенное для создания положительного эмоционального фона и преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы . В комнате размещены: сухой бассейн, батут, сенсорные дорожки, песочница, стена для развития мелкой моторики, мягкие модули, тактильные шарики, магические жезлы, специальное музыкальное сопровождение. 
                                                      Объекты для проведения практических занятий,                                               приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Групповые ячейки 12 (отдельных) групповых помещений, предназначенных для проведения практических занятий, приспособленных и для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все помещения оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями образовательной программы и ФГОС ДО.
Музыкальный зал Комфортабельное, отдельное помещение, предназначенное для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста, оснащенное современным оборудованием: пианино, музыкальным центром, синтезатором, акустической системой, микрофонами, проектором, 2 ноутбуками; учебно-методическими материалами, атрибутами для музыкальных игр-драматизаций, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фоноте́ка (аудиозаписи), имеется нотный материал.
Библиотека Отдельного помещения для библиотеки — нет. В методическом кабинете оборудован стеллаж для детской художественной литературы:  сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы и энциклопедии, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей, рекомендованные образовательной программой.
Объекты спорта
Физкультурный зал Комфортабельное, отдельное помещение, предназначенное для формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей, оснащенное стандартным и нестандартным спортивным оборудованием и инвентарем. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту. 
Спортивная площадка На территории ДОО расположена спортивная площадка оснащенная оборудованием по развитию основных видов движений (бега, ходьбы, метания, прыжков (яма для прыжков в длину);  для обучения детей элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, волейбол, пионербол, бадминтон). В летнее время на площадке функционирует «Дорожка здоровья» с целью профилактики плоскостопия и организации закаливающих процедур.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ «Детский сад «Подснежник» для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации  образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения
  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, демонстрационные модели);
  • спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении

Обеспечение доступа      в здание
образовательной организации
инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья. 

  • Вход в здание оборудован удобным пандусом. 
  • При входе в здание размещена информационная (тактильная) вывеска, оснащенная шрифтом Брайля, с указанием сведений о ДОО.
  •  Доступ в здание для маломобильных групп населения обеспечивается при помощи дежурного администратора.
  • На входной двери и в коридорах размещена световая разметка (желтые круги и полосы на лестничных маршах).
  • Коридоры и холлы оборудованы специальной тактильной плиткой.
  • Лестничные поручни оснащены тактильными пиктограммами, указывающими направление движения к лестнице.
  •  
Условия питания обучающихся,
в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
  • Каждая группа ДОО оснащена — буфетной, помещением для подготовки готовых блюд к раздаче, хранения и мытья столовой посуды; питьевой (прокипяченной) воды.
  • Каждая группа ДОО оснащена столовыми приборами по количеству детей, посудой для организации питания, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организация процесса питания обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  •  Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
Условия охраны здоровья
обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  •  В здании оборудован специальный туалет для мало мобильных групп  населения.
  • В здании установлен лифт для  мало мобильным групп населения и лиц их сопровождающих.
  • Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и информационным табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности, видеонаблюдением.
  •  В ДОО установлена система АПС  и оповещения людей о пожаре — ПАК «Стрелец-мониторинг», разработаны и размещены планы эвакуации. 
  • В ДОО установлено речевое оповещение ГО и ЧС.
Доступ к информационным
системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья
  • Самостоятельный доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,  к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
  • Локальная сеть ДОО обеспечена доступом к сети Интернет с контентной фильтрацией. Оказание данных услуг осуществляется провайдером «Зеленая точка».  
  • Информационная база ДОО оснащена: электронной почтой; официальным сайтом ДОО, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ (версия для слабовидящих). 
  • В ДОО имеются мультимедийные средства обучения (3 компьютеров, 5 моноблоков, 15 ноутбуков из них 5 доступны для использования детьми, 15 планшетов; 4 принтера; 1 цветной принтер; 2 МФУ),  аудиотехника (музыкальный центр).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Дети-инвалиды и дети с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с использованием имеющихся технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
  • Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  в наличии НЕТ.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) МБДОУ «Детский сад «Подснежник»